ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уважаемые члены комиссии!
Сегодня сложно отрицать тот факт, что продолжающаяся реформа жилищно-коммунального хозяйства, ассоциируется у значительной части населения страны и жителей Ивановской области в частности, с ростом цен (тарифов) и практически отсутствием значимых результатов по улучшению качества обслуживания жилищно — коммунальными услугами.
Проведенные в текущем году Всероссийским центром изучения общественного мнения и Фондом общественного мнения опросы показывают, что высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг волнует более 50% россиян, устойчиво занимая второе место после проблемы роста цен на потребительские товары и услуги.
В условиях экономического кризиса проблема социальных последствий роста цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для населения особенно актуальна и может рассматриваться как определенный фактор социальной напряженности, поскольку 15-20% жителей уже не могут оплачивать предоставляемые жилищно-коммунальные услуги из-за их высокой стоимости. Так, текущая задолженность жителей областного центра за отопление, которое в структуре платы за коммунальные услуги составляет почти 40%, уже превышает 1,5 миллиарда рублей и продолжает увеличиваться. Рост цен на жилье и жилищно-коммунальные услуги ведет к дальнейшему сокращению доли расходов граждан на другие нужды (питание, медицинское обслуживание, лекарства, образование, отдых и др.), а, следовательно, к снижению уровня и качества жизни населения в целом.
В 2014-2015 гг. в городском округе Иваново тарифы для населения на услуги ЖКХ повышались на величину предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, составив в 2014 году — 4.2%, а в 2015 году – 10,5%. И это несмотря на то, что в 2015 году доходы населения практически не повысились.
По официальным данным Ивановостата реальная заработная плата в Ивановской области по сравнению с предыдущим годом снизилась на 12,6 %. Да и средний размер заработной платы по области пока остается ниже не только российского, но и по ЦФО.
Дальнейшее увеличение тарифов на коммунальные услуги, при уже существующей высокой доле расходов на услуги ЖКХ в потребительских расходах, негативно отразится на благосостоянии большинства жителей городского округа.
В 2015 году вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, расчета платы на общедомовые нужды, формирования платежных документов, заняли 20% от общего числа обращений, поступивших в адрес Ивановского профобъединения, превысив в два раза аналогичный показатель прошлого года (9,8 %) , что свидетельствует об их актуальности и социальной значимости.
Одним из наиболее острых вопросов у населения остается постоянно меняющаяся законодательная база в сфере начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги. Принятые в последние годы нормативные правовые акты, регулирующие взаиморасчеты между поставщиками и потребителями жилищно — коммунальных услуг, в том числе и введение платы за общедомовые нужды, продолжают вызывать негативную реакцию со стороны населения. Так, например, у населения продолжает вызывать недоумение порядок расчета и правомерность взимания платы за общедомовые нужды при наличии индивидуальных приборов учета.
Собственники жилых помещений, которые добросовестно установили индивидуальные приборы учета, жалуются на то, что плата за общедомовой расход коммунальных ресурсов распределяется несправедливо по всем жильцам, вне зависимости от того установлены приборы учета или нет (суммы за ОДН либо равные, либо в 2-3 раза больше, чем оплата фактически потребленных ресурсов по индивидуальному счетчику), то есть добросовестные жители фактически платят за своих менее честных соседей. Приведу пример из платежек конкретного жителя города по холодному водоснабжению. Объем услуги по ОДН в денежном выражении за расчетный период по холодной воде составляет до 60% от объема потребления собственником по индивидуальному прибору учета.
К сожалению, на сегодняшний день в Ивановской области не существует нормативного ограничения роста платы на коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Действенный механизм контроля за установлением, изменением и применением предельных индексов размера платы граждан за жилое помещение и жилищно — коммунальные услуги не создан, да и сам процесс тарифообразования не отличается прозрачностью. Граждане не понимают, как рассчитываются цены (тарифы), а за ростом платежей не видят улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.
Вызывает вопросы у населения города добросовестность и эффективность деятельности управляющих организаций при оказании услуг по содержанию и управлению имуществом многоквартирных домов. Однако, зачастую у организаций, управляющих многоквартирными домами, отсутствует финансовое обеспечение перед жителями, работникам самих организаций и ресурсоснабжающими организациями. Управляющая организация, выступая исполнителем коммунальных услуг, оперирует значительными денежными средствами.
При этом уставной капитал организации может быть и 10 тысяч рублей, и никакого иного обеспечения ее деятельности действующее законодательство сегодня не предусматривает.
Закрепленные в Жилищном кодексе РФ контрольные полномочия органов местного самоуправления в отношении управляющих компаний, по мнению жителей, пока не способствуют решению возникающих вопросов и устранению недостатков в их работе.
Статьей 169 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Такая обязанность возникла у жителей Ивановской области с 1 января 2015 года. В результате введения этого взноса возросла дополнительная нагрузка на доходы граждан.
Минимальный тариф, установленный в регионе на 2015 год, составляет 5 рублей за квадратный метр, однако даже такую низкую (по сравнению с другими регионами) плату жители вносить не спешат: по данным на октябрь текущего года, уровень собираемости в регионе взноса на капремонт составил чуть более 70%.
При этом с началом сбора средств с собственников помещений в многоквартирных домах на проведение капитального ремонта, стали поступать обращения граждан о несоответствии видов и сроков проведения капитального ремонта фактическому техническому состоянию многоквартирных домов.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, возлагается и на собственников жилых помещений в новых многоквартирных домах, ремонт которых в соответствии с региональной программой капитального ремонта запланирован через 20–30 лет.
С учетом нестабильной экономической обстановки в стране и регионе, роста инфляции, внесенные населением денежные средства к моменту проведения капитального ремонта фактически обесценятся. У жителей возникает резонный вопрос: какой смысл платить сейчас?
Правительство РФ только с 1 января 2016 года планирует введение дифференцированной шкалы оплаты капитального ремонта или отменить взнос для наиболее незащищенных слоев населения (людей старше 70 и 80 лет, инвалидов I и II группы, семей воспитывающих детей — инвалидов), сейчас же эти категории населения продолжают вносить ежемесячные взносы на капремонт.
Сегодня основные задачи органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в организации проведения капитального ремонта, – это сделать новую систему прозрачной и понятной для населения и осуществлять постоянный контроль за деятельностью всех звеньев этой системы.
Определенную обеспокоенность вызывает и одобренная Правительством РФ программа по введению социальной нормы потребления жилищно-коммунальных услуг.
Установление социальных норм не создаст возможности снижения цен (тарифов), а наоборот, станет еще одним механизмом повышения расходов населения на оплату жилищно — коммунальных услуг. Так, например, сокращение объемов потребления электроэнергии закономерно приведет к ее удорожанию, чтобы компенсировать снижение доходов предприятий электроэнергетики. Очевидно, что не о каком повышении качества жизни населения здесь речи не идет.
Проблемы энергосбережения, эффективности использования ресурсов, следует искать не во введении социальных норм, а в снижении объемов технологических потерь при производстве и транспортировке ресурсов до конечного потребителя, системной борьбе с хищениями, качественном администрировании.
В настоящее время, и в этом немалую роль сыграла занятая профсоюзами негативная позиция, обязательное введение в субъектах РФ социальной нормы отсрочено. Процесс приостановлен, но не снят с повестки дня.
В сентябре 2014 года Советом Ивановского профобъединения была обсуждена ситуация с введением социальных норм потребления коммунальных услуг, определены задачи профсоюзов по недопущению их применения в регионе без анализа фактического потребления услуг ЖКХ и экономического обоснования социальных норм, безусловного учета уровня жизни и возможностей бюджета области по оказанию социальной поддержки малообеспеченным категориям населения.
Сегодня, есть основание полагать, что срок введения социальной нормы потребления электроэнергии в Ивановской области отодвинут до крайне возможного срока — 1 июля 2016 года с целью более детального изучения вопроса в части опыта «пилотных» регионов и подготовки объективной информации о потреблении электроэнергии домохозяйствами и социальными группами населения в регионе.
Полагаем, что в условиях дальнейшего роста цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, необходим эффективный муниципальный жилищный контроль за обоснованностью начисления платы за места общего пользования и общедомовое оборудование с целью исключения списания непроизводственных и других потерь на население, а также расходованием средств, поступающих от населения городского округа Иваново за жилищно — коммунальные услуги в управляющие компании.
заместитель председателя, главный правовой инспектор Ивановского областного объединения организаций профсоюзов
МАЗУРЕНКО Андрей Владимирович
Министр Вероника Скворцова предложила губернаторам ввести более прогрессивную систему оплаты труда медиков подробнее
НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ