+7 (4932) 30-33-66
ПН-ПТ с 8.30-17.00

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • ДИСКОНТНАЯ КАРТА ПРОФСОЮЗНЫЙ ПЛЮС

    03 Июн 2019

  • ОТРАСЛЕВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

    25 Апр 2019

  • ОТКРЫТЫЙ ОТЧЁТ О РАБОТЕ ОБЛАСТНОГО КОМИТЕТА

    07 Дек 2018

  • ПРОФСОЮЗНЫЕ ЗДРАВНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 Янв 2013

БЛОГ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ОБЛАСТНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ

О продолжительности дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда работников медицинских учреждений Ивановской области.

В связи с многочисленными обращениями в областной комитет Профсоюза работников здравоохранения по вопросу продолжительности дополнительных отпусков за работу во вредных условия труда работников медицинских учреждений Ивановской области в рамках действующего законодательства и полномочий, предоставленных Профсоюзу, считаем необходимым дать следующие разъяснения по данному вопросу.

В соответствии с частями 3,5 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. (статья 116 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с пунктом 5.10. Отраслевого соглашения по учреждениям Ивановской области на 2014 – 2016 годы (далее по тексту Отраслевое соглашение) работникам предоставляются следующие виды отпусков: 5.10.2. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам учреждений подведомственных Департаменту, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с приложением к коллективному договору, разработанному с учетом: постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»

Законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 423 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее по тексту Список 1974 года) можно по-прежнему использовать в части, не противоречащей действующему трудовому законодательству. Такие разъяснения дает Минтруд России в разъяснении от 13 февраля 2013 г., информации от 1 октября 2012 г., Роструд в письме от 19 июня 2012 г. № ПГ/4463-6-1. Правомерность использования списков подтверждает и Верховный суд РФ в решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570.

Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В статье 50 Трудового кодекса РФ установлено, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права недействительны и не подлежат применению.

Руководствуясь федеральным законодательством Российской Федерации и Отраслевым соглашением работодатели лечебно-профилактических учреждений Ивановской области, на которых распространяется действие Отраслевого соглашения обязаны устанавливать конкретный размер дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда в соответствии со Списками 1974 года.

В случае если в коллективном договоре лечебно-профилактического учреждения всем работникам установлена минимальная (7 календарных дней) продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, то коллективный договор в данной части не подлежит применению, как ухудшающий положения работников по сравнению с Отраслевым соглашением.

Дополнительно сообщаем следующее. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.12.2014 года в Правительственной телеграмме № 15-О/10/П-7498 указало следующее. В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации поступает информация о недопустимых фактах снижения уровня гарантий и компенсаций отдельным категориям медицинских работников.

Министр труда и социальной защиты РФ М.А. Топилин обратил внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований части 2 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 421-ФЗ в части недопустимости ухудшения условий предоставления и снижения размеров компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, действовавших до вступления в силу данного Федерального закона, без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.

Таким образом, ранее установленная продолжительность дополнительного отпуска медицинским работникам за работу во вредных условиях труда должна быть сохранена в прежнем размере, если работодатель не докажет, что условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда признаны допустимыми.

К данному выводу пришел Ивановский областной суд, в своем апелляционном определение от 07.12.2015 по делу № 33-2796/2015 он указал, что работодатель не имел право отменять дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, даже если у работника установлен класс вредности 3.1. Это связано с тем, что результаты спецоценки не указывают на наличие технологических или организационных причин в рамках ст. 74 ТК РФ. Более того, условия труда работницы не изменились. Как они были вредными, так и остались таковыми. Изменилась только степень вредности. А разница в результатах аттестации и спецоценки обусловлена различием методик выявления вредных производственных факторов. Поэтому работодатель не мог лишить работницу ранее установленных гарантий (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 4.4. Положения о правовой инспекции труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ правовая инспекция труда ЦК Профсоюза разъясняет:

Ежегодный дополнительный отпуск работников учреждений здравоохранения Ивановской области за работу во вредных условиях труда устанавливается строго в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;

Работникам, которым ранее был установлен дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда по результатам аттестации рабочего места дополнительный отпуск должен быть сохранен в прежнем размере, при условии, что условия труда работника на данном рабочем месте никак не изменились, даже если по результатам специальной оценки условий труда установлен класс вредности 3.1

Актуально

Базовые оклады медиков

Министр Вероника Скворцова предложила губернаторам ввести более прогрессивную систему оплаты труда медиков подробнее

Служебный доступ

Департамент здравоохранения Ивановской области

IVMED


Единая система электронного документооборота (Профсоюз здравоохранения)

ЕСЭД

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ